Инна Криксунова (inna_kriksunova) wrote,
Инна Криксунова
inna_kriksunova

Categories:

Моя статья во «Взгляде». Когда у нас появится культура вождения

На днях во влиятельной деловой газете «Взгляд» была опубликована моя статья Пусть подадут пример.
Предлагаю ее вашему вниманию.

Культура вождения. Когда мы сможем отпускать детей одних через дорогу?

Раньше дети начинали сами ходить в школу уже с первого-второго класса. Мы отпускали их на улицу, не боясь, что с ними что-то случится. Но в 90-х годах на российских улицах начался беспредел. Почти каждый день мы слышим о происшествиях на дорогах со смертельным исходом. Вот и боятся родители отпускать своих чад одних на улицу, водят их за ручку чуть ли не до подросткового возраста.

В Европе все иначе. Бывая в Германии, я вижу, что едва ты подходишь к «зебре», то водители уже издали начинают притормаживать, чтобы культурно тебя пропустить. Ты спокойно переходишь улицу, и только после того, как ступишь на тротуар, они продолжают движение.
Зато в Италии водители, хотя и тормозят на «зебре», но сразу начинают движение, как только ты пройдешь мимо их машины. Чуть ли не задевая твой зад, едут дальше.
Разная ментальность.

О наших водителях я уже не говорю! Переходя улицу, мы не чувствуем себя полностью в безопасности. Приходится каждый раз крутить головой направо-налево, внимательно следя за ситуацией.
Питерские водители лишь недавно стали уступать дорогу на «зебре», да и то не всегда. Что толку, что один из них остановится и пропустит тебя, зато другой мчится по соседней полосе и не собирается тормозить. Если пойдешь через улицу, рискуешь оказаться под колесами.

Спрашивается, как после этого можно отпустить ребенка одного на улицу? Ну и что, что в школе он изучает правила дорожного движения, где учительница рассказывает, как нужно переходить дорогу? Как только дети выходят из школы, они сталкиваются с тем, что взрослые дяденьки, сидящие за рулем, далеко не всегда соблюдают правила, которым их учили на уроках.
Поэтому родители и провожают детей в школу вплоть до пятого класса. Их можно понять: здоровье и жизнь ребенка превыше всего.

Статистика приводит в шок. Каждый год на российских дорогах погибает такое количество людей, которое сопоставимо с населением большого города. По данным ГИБДД в 2012 году число людей, погибших в результате ДТП, составило 203 597 человек. Эта цифра соответствует населению таких городов как Астрахань или Ярославль.
Еще больше остается раненых и искалеченных. В 2012 году их было 258 618 человек.
В 2012 году стало меньше аварий по вине пешеходов. А вот количество автокатастроф, произошедших по вине пьяных водителей, наоборот, возросло.

В июле Госдума приняла Закон об ужесточении санкций за нарушения ПДД. Народ обеими руками голосует за жесткие меры. Согласно результатам опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), проведенного в конце 2012 года, 60% его участников одобряют лишение водительских прав на 3-5 лет и штраф в 50 000 рублей за вождение в нетрезвом виде. Почти половина россиян (52%) полагают, что пьяных водителей, по вине которых погибли люди, нужно сажать в тюрьму на 20 лет. 49% участников опроса поддерживают новую норму в законодательстве о нулевом содержании алкоголя в крови.

Агрессивный (чтобы не сказать хамский) стиль вождения, принятый у многих наших водителей, как в зеркале отражает нравы, царящие в нашем обществе.
Правила и законы нарушают все! Прежде всего, их нарушают сами водители, когда садятся пьяными за руль, дают управлять машиной друзьям, не имеющим прав, или возят детей без специального кресла.
Нарушения допускают пассажиры, когда, находясь в автомобиле, не пристегиваются ремнями безопасности.
Правила не соблюдают пешеходы, когда перебегают улицу на красный свет или в неположенном месте.
Правила дорожного движения нарушают родители. И делают это при детях! Многие из нас видели, как ребенок стоит и ждет зеленый свет (ведь так учили в школе), а мать тащит его через улицу, ей, видите ли, некогда.
Закон нарушают работники ГИБДД, когда за взятку выдают справку о прохождении техосмотра, при том, что машина находится в неисправном состоянии.
Закон преступают дорожные инспекторы, когда за взятку отпускают нарушителя, чтобы он ехал дальше и привыкал к безнаказанности.
Преступление совершают сотрудники ГИБДД, когда за деньги продают права.
Нарушают все. Так откуда же у нас возьмется безопасное вождение?...

Специалисты называют причины, по которым положение на российских дорогах стало ужасающим (об этом говорят цифры).
«Хаос на дорогах вызывает каста неприкасаемых, в которую входят владельцы "мигалок" и "корочек", — говорит председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Пока на дорогах не будет искоренен целый класс безнаказанных, ни о какой культуре вождения не может быть и речи. С этого и надо начинать. Пусть наши правоохранители, наше чиновничество подадут пример. Но нет, ежедневно мы получаем новости о том, что такой-то прокурор сбил пешехода и отвертелся от наказания. Культура не может зародиться в том правовом хаосе, который создается неприкасаемыми».

«В нашем обществе не приветствуется вежливость, для нее не создается никаких условий, — считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Когда русский приезжает за границу, он ведет себя вежливо, как все, поскольку ему некомфортно быть белой вороной. А после возвращения в родные пенаты он снова стремится слиться с толпой и теряет всю вежливость. Русскому человеку никто и никогда не прививал культуру. А собственный автомобиль еще сильнее развращает людей, он дает человеку ощущение защищенности. Ситуация на дорогах ярко иллюстрирует истинное положение нашего общества».

«Не отработана система неотвратимости наказаний, — добавляет старший инспектор ОГИБДД САО майор милиции Андрей Адуйский. — Необходимо введение единой базы данных по всей России. Также необходим механизм, обеспечивающий оплату выписанных штрафов, например: запрет выполнения каких-либо регистрационных действий лицам, имеющим непогашенные задолженности».

Чтобы искоренить или хотя бы уменьшить смертность на дорогах, надо начать с изменения российской ментальности. Предстоит искоренить коррупцию, прививать уважение к личности, воспитывать культуру отношений людей друг к другу. Необходимо разработать и внедрить государственную программу, направленную на достижение этой цели. Только тогда можно надеяться, что положение изменится.

Кстати, не надо думать, что на Западе все водители родились белыми и пушистыми. Культуру вождения им прививали путем жестких мер наказания. В большинстве стран езда в нетрезвом виде сурово карается. И это действует!
Так, например, к Германии за пьяное вождение наказывают штрафом в 500 евро и лишением прав на месяц. При втором нарушении штраф составляет 1000 евро, а права отбирают на три месяца. При третьем нарушении штраф равен 1500 евро и на три месяца лишают прав.

В Латвии у пьяного водителя забирают на год не только водительские права, но также право на ношение оружия и разрешение на охоту. Также ему выписывают штраф (примерно 640 евро) и конфискуют машину до тех пор, пока нарушитель не оплатит наложенное взыскание.

В некоторых странах штраф рассчитывается, исходя из ежемесячного дохода нарушителя. Например, в Финляндии пьяного автомобилиста штрафуют на 15 окладов, в Швеции — на 40 окладов (а это равно зарплате более чем за три года!).

Особенно жестко наказывают пьяных водителей в Японии. Там был назначен самый крупный в истории штраф за аварию, в которой пострадали люди. Он составил 2 500 000 долларов.

Ну а если в ДТП, совершенном пьяным водителем, погибли люди, то это уже уголовное преступление. В развитых странах за него грозит тюремный срок, иногда пожизненный.
Культура вождения не возникает на пустом месте, ее планомерно воспитывают, используя строгие меры.

Так когда мы сможем отпускать наших детей одних переходить дорогу?..
Tags: менталитет, россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments